ФГБУ ФЦИТЭП ФМБА России
пн-чт
9.00 - 17.45
пт
9.00 - 16.45
сб-вс
Выходной

Автоматизированная информационно-аналитическая система обеспечения химической и биологической безопасности на объектах и территориях, обслуживаемых ФМБА России

АИАС ХБ введена в эксплуатацию для осуществления мониторинга здоровья и мониторинга санитарно-гигиенического состояния на ряде объектов и территорий, обслуживаемых  ФМБА России, а именно:  в городах Кирово-Чепецк,  Красноармейск, Волгоград, Новочебоксарск, Железногорск Красноярского края, ЗАТО Солнечный Тверской области, Воронеж, Саратов, Пересвет  Сергиево-Посадского района, Санкт-Петербург (пос. Капитолово Ленинградской области),  Салават Республики Башкортостан, Пермь, Миасс.

В ходе выполнения работ по созданию и внедрению АИАС ХБ в рамках комплексного проекта было организовано, программно и технически обеспечено, проведено обучение специалистов медико-санитарных учреждений и территориальных органов ФМБА России и сопровождалось:

Проведение мониторинга санитарно-гигиенического состояния особо опасных химических объектов (СанГиМо-ХБ) по ежемесячным данным о 19 зарегистрированных химически опасных объектах и территориях их размещения, формируемым в виде донесений 13 территориальными органами ФМБА России и 14 центрами гигиены и эпидемиологии ФМБА России.

База данных «СанГиМо» содержит информацию о результатах  более 750 тыс. исследований (из них более 100 тыс. исследований, выполненных ЦГиЭ ФМБА России), в том числе более 6 тыс. исследований с превышением нормативно допустимых концентраций с указанием причин и мероприятий по их устранению. Эта информация использовалась в повседневной работе специалистами отдела организации надзора за химической безопасностью Управления надзора и контроля в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, кроме того базы данных представлялись для анализа научным организациям ФМБА России.

Проведение мониторинга здоровья персонала особо опасных химических объектов и населения территорий их размещения на основе обследований персонала химически опасных объектов, выполняемых 13 лечебно-профилактическими учреждениями ФМБА России, специалисты которых ежегодно приглашались на обучение по вопросам автоматизированного учета и использования результатов обследований.

В базе данных зарегистрировано более 28 000  работников 16 химически опасных объектов, из них:

- сотрудники объектов  – 27 542 чел., из них:

- персонал с профвредностью условий труда – 17030 чел.,

- персонал с основной профвредностью условий труда – 1520 чел.

- население – 556 чел.

Накопленная информация в сводной базе данных автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения химической безопасности о состоянии здоровья представляет собой комплекс уникальных сведений, анализ которых может дать представление о факте и степени влияния производственных факторов на здоровье работающих, а также проживающих вблизи этих объектов.

Цели создания и назначение системы

Автоматизированная информационно-аналитическая система обеспечения химической и биологической безопасности на объектах и территориях, обслуживаемых ФМБА России, предназначена для информационной и интеллектуальной поддержки деятельности руководителей и специалистов ФМБА России при принятии оперативных управленческих и организационных  решений в повседневной деятельности, для повышения оперативности и эффективности управления системой подведомственных медицинских учреждений.

Основными целями создания системы являются:

  • обеспечение эффективной информационно-аналитической поддержки управленческих решений на основе результатов проведенного анализа текущего состояния здоровья персонала на ряде особо опасных производств и населения, проживающего вблизи этих объектов, санитарно-гигиенического состояния химически опасных объектов и окружающей среды;
  • обеспечение организации мониторинга здоровья персонала особо опасных производств и населения близлежащих районов, санитарно-гигиенического состояния опасных производств и территорий, обслуживаемых ФМБА России;
  • повышение оперативности и качества управленческих решений при возникновении аварийных ситуаций на ряде особо опасных производств по организации оказания экстренной и консультативной медицинской помощи персоналу особо опасных производств и населению, проживающего вблизи этих объектов.

Назначение системы:

  • централизованное объединение информации, комплексно характеризующей состояние здоровья наблюдаемого контингента и санитарно-гигиенического состояния промышленной зоны и прилегающей территории;
  • максимальное информационное обеспечение должностных лиц всех уровней информацией, необходимой для осуществления мероприятий по контролю за состоянием здоровья персонала особо опасных объектов и населения, проживающего в районах размещения таких объектов;
  • оперативное использование информации для оценки состояния здоровья наблюдаемого контингента, и принятия управленческих решений;
  • развитие и совершенствование системы обмена научно-медицинской информацией, внедрение инструктивно-методических и организационных решений в области медико-санитарного обеспечения работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий;
  • обеспечение исходными данными ряда прикладных задач по  контролю за состоянием здоровья персонала объектов и населения, проживающего в районах размещения таких объектов, нормированию вредных воздействий на окружающую среду

Задачи системы

Перечень полномочий и функций ФМБА России в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, а также поставленные цели позволили выявить следующие основные задачи АИАС ХБ:

  • создание единого информационного пространства и эффективной развитой коммуникационной инфраструктуры;
  • автоматизация процессов сбора, обработки информации и формирования электронных ресурсов за счет разработки и внедрения программно-информационных и технических средств;
  • ввод, накопление и обработка информации, характеризующей опасные химические загрязнители и методики их анализа;
  • ведение базы данных инструктивно-методических и справочных документов по проблеме химической и биологической безопасности;
  • учет, накопление и обработка информационно-справочных данных мониторинга медицинского наблюдения за здоровьем персонала особо опасных производств и населения, проживающего вблизи этих объектов;
  • учет, накопление и обработка информационно-справочных данных мониторинга санитарно-гигиенического состояния опасных производств и территорий, обслуживаемых ФМБА России;
  • ведение базы данных медико-санитарных паспортов территорий расположения особо опасных химических объектов;
  • оперативный прием данных о нештатных и аварийных ситуациях в виде донесений;
  • поиск и просмотр информационно-справочных данных по выставленным критериям и запросам, формирование и печать результатов запросов в табличной или графической форме (возможность получения сведений с отображением на электронной карте);
  • организация информационного взаимодействия с организациями и ведомствами, участвующими в работе по реализации Федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации».

Основные принципы создания системы

Основными принципами создания автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения химической безопасности на объектах и территориях, обслуживаемых ФМБА России  являются:

  • системный подход, обеспечивающий создание АИАС ХБ ФМБА России на базе взаимоувязанных технических, информационных и программных средств, правил, методик, стандартов и протоколов взаимодействия, сбора, обработки и обмена информацией, единой политики обеспечения безопасности информации. На начальном этапе АИАС ХБ создается на основе существующей нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность ФМБА России по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий. Совершенствование и уточнение нормативной правовой базы должно осуществляться одновременно с созданием АИАС ХБ;
  • создание АИАС ХБ на основе практического и методического опыта создания единой системы медицинского мониторинга при хранении, перевозке  и уничтожения химического оружия с учетом достигнутого уровня информатизации и использования информационных, программно-технических, коммуникационных и кадровых ресурсов этой системы;
  • создание системы за счет комплексной автоматизации и информатизации всех звеньев санитарно-гигиенического и медицинского обеспечения объектов с учетом особенности их структуры и деятельности;
  • информационные технологии реализуются через создаваемые комплексы средств автоматизации (КСА) системы, в основе разработки которых лежат типизация и унификация методов и средств решения однотипных задач на всех объектах (т.е. разрабатывается единый типовой КСА для всех объектов с возможностями настройки);
  • создание и применение АИАС ХБ ФМБА России, как многофункциональной распределенной системы, построенной на единой информационной основе;
  • гибкость и адаптивность к изменению задач и состава АИАС ХБ ФМБА России;
  • создание и поддержание единого защищенного информационного пространства;
  • поэтапное создание АИАС ХБ ФМБА России;
  • открытость, обеспечивающая дальнейшее усовершенствование АИАС ХБ ФМБА России, включая расширение ее функций без нарушения функционирования;
  • стандартизация и унификация путем применения типовых и стандартизованных проектных решений, технических, информационных и программных средств;
  • эргономичность, простота и удобство эксплуатации.

 Система представляет собой единую информационно-аналитическую технологию и единый программно-аппаратный комплекс, функционирующий на двух уровнях (территориальный и федеральный).

Структура и функциональность

АИАС ХБ разрабатывалась как единая информационная аналитическая технология и единый программно-аппаратный комплекс, функционирующий на двух уровнях.

Объектом управления является процесс организации  выполнения  мероприятий  по   охране   здоровья персонала на ряде особо опасных производств и населения, проживающего вблизи этих объектов, окружающей среды от негативных влияний опасных химических веществ.

Учреждение федерального  уровня управления - Федеральное медико-биологическое агентство.

К учреждениям территориального уровня управления относятся учреждения, осуществляющие медико-санитарное сопровождение  объектов.

Организационно за объектами разных уровней закреплен необходимый набор функций, обязательных для выполнения в рамках реализации медико-санитарного обеспечения.

На объектах территориального уровня осуществляется сбор данных и первичный анализ этих данных, позволяющий получить все необходимые для этого уровня сведения.

На федеральном уровне осуществляется интеграция данных в виде набора показателей по всем объектам.

Организация сбора и комплексной оценки медико-экологической информации с целью выявления причин неблагополучия, установления ведущих вредных факторов техногенного воздействия позволяют разработать необходимые решения по обеспечению защиты здоровья работающих и населения от воздействия вредных производственных факторов среды обитания. Ключевым моментом обеспечения безопасности производственного персонала и населения является создание комплексной системы мониторинга, включающей взаимосвязанные медицинский и гигиенический блоки.

АИАС ХБ включает функциональные подсистемы:

  • ведение персонифицированного учета и наблюдения персонала особо опасных химических объектов и населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов (Мониторинг здоровья);
  • ведение мониторинга санитарно-гигиенического состояния химически опасных  объектов и территорий их размещения (СанГиМо);
  • ведение базы данных информационно-поисковой системы  «Опасные  химические вещества» (паспорт химического вещества);
  • ведение автоматизированного справочно-информационного фонда информационно-аналитической системы обеспечения химической и биологической безопасности на объектах и территориях, обслуживаемых ФМБА России;
  • ведение банка данных документально - справочной системы нормативно-методической и правовой поддержки деятельности ФМБА России и его подведомственных учреждений по обеспечению химической безопасности;
  • гигиеническая оценка риска здоровью персонала опасных химических производств в условиях штатного (безаварийного) функционирования предприятий;
  • ведение медико-санитарных паспортов химически опасных объектов и прилегающих к ним территорий, обслуживаемых ФМБА России;
  • ведение базы данных справочно-информационной системы «Вредные и (или) опасные производственные факторы»;
  • формирование группы целевых индикаторов и показателей автоматизированного справочно-информационного фонда информационно-аналитической системы обеспечения химической и биологической безопасности на объектах и территориях, обслуживаемых ФМБА России;
  • формирование проблемно-ориентированной базы данных автоматизированного справочно-информационного фонда информационно-аналитической системы обеспечения химической и биологической безопасности на объектах и территориях, обслуживаемых ФМБА России по одному или нескольким заданным вредным и (или) опасным производственным факторам для получения  ‘узких’ показателей заболеваемости.

Информационную основу АИАС ХБ составляет - Автоматизированный справочно-информационный фонд (АСИФ).

АСИФ представляет собой совокупность проблемно-ориентированных разделов данных и содержит показатели наблюдения за состоянием здоровья персонала объектов и проживающего населения, сведения о структуре объекта, ресурсах и медицинских кадрах обслуживающих ЛПУ, среды обитания человека, показатели мониторинга санитарно-гигиенического состояния условий труда, нормативные методические и справочные материалы, необходимые для анализа состояния здоровья персонала и населения и др.

АСИФ состоит из проблемно-ориентированных информационных разделов:

  1. база показателей состояния здоровья  производственного персонала и населения;
  2. база данных подсистемы мониторинга санитарно-гигиенического  состояния объектов;
  3. база данных нештатных и аварийных ситуаций;
  4. база данных нормативных и инструктивно-методических документов по проблеме химической безопасности;
  5. база данных медико-санитарных паспортов объектов и территорий;
  6. база данных опасных химических загрязнителей и методик их анализа и др.

Основными источниками АСИФ АИАС ХБ являются две функциональные подсистемы: подсистема персонифицированного учета и наблюдения персонала особо опасных химических объектов и населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов («Мониторинг здоровья») и подсистема мониторинга санитарно-гигиенического состояния специальных объектов и отдельных территорий («СанГиМо»).

Мониторинг здоровья

Подсистема «Мониторинг здоровья» - автоматизированная информационная система персонифицированного учета и наблюдения специализированных групп лиц, нуждающихся в оказании специализированной медицинской помощи и подлежащих  диспансерному наблюдению   с целью контроля состояния здоровья, а, именно:  выявление заболеваний на ранних стадиях и установления связи возникновения заболеваний с объектом, оценки и анализа общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, инвалидности и смертности.

Исходя из состава и целей деятельности  лечебно-профилактических учреждений ФМБА России, содержания нормативно-правовых  актов, регламентирующих их деятельность на современном этапе, мониторинг здоровья должен обеспечивать на базе персональных медицинских данных  и нормативно-справочных данных информационную поддержку процессов:

  • определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе;
  • динамического наблюдения за состоянием здоровья работников;
  • выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний;
  • своевременного выявления ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников;
  • формирования групп риска;
  • своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
  • формирования персональных медицинских документов;
  • формирования справочной информации о состояние здоровья наблюдаемого контингента, и лечебно-профилактической деятельности учреждения по запросам руководителей учреждения и ФМБА России;
  • формирования показателей, характеризующих состояние здоровья наблюдаемого контингента, и лечебно-профилактическую деятельность учреждения;
  • передачу показателей, характеризующих состояние здоровья наблюдаемого контингента, и лечебно-профилактическую деятельность учреждения в банк данных ФМБА России.

Мониторинг здоровья складывается из персонифицированных данных:

  • данные регистрации
  • сведения о снятии с учета в случае смерти или выбытии с работы или зоны защитных мероприятий;
  • информация о результатах медицинских осмотров, выполненных при предварительных и периодических осмотрах, диспансеризации, случаях заболевания, травмы;
  • сведения о сигнальных отметках;
  • сведения о госпитализациях;
  • сведения о больничных листах;
  • сведения об оздоровительных мероприятиях;
  • сведения о результатах лабораторных и инструментальных исследований;
  • сведения о случаях отравления ОХВ;
  • сведения о профмаршруте  работника объекта (объект, подразделение объекта, профессиональная группа, группа опасности, дата начала работы, дата и причина перевода/увольнения) и др.

В рамках мониторинга здоровья формируются регистры персонала химически опасных производств и объектов, а также гражданского населения, проживающего и работающего в зонах техногенных рисков.

Мониторинг санитарно-гигиенического  состояния объектов

Подсистема мониторинга санитарно-гигиенического состояния объектов  «СанГиМо» предназначена для информатизации деятельности  учреждений санитарно-эпидемиологического контроля и надзора    по предупреждению возникновения источников и очагов химического поражения (заражения) путем  мониторинга химических опасностей, контроля исполнения законодательства и нормативных документов в области химической безопасности; предупреждение профзаболеваний, возможного  вредного воздействия производственных условий и промышленных сбросов и выбросов на здоровье персонала и населения, предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды: водоемов, атмосферного воздуха, почвы.

Достижение  указанных целей требует проведения комплексного анализа ситуации, сложившейся в области химической безопасности:

  • определение перечня химических веществ, представляющих наибольшую опасность (категорирование химических веществ в составе БД «Опасные  химические вещества»);
  • составление реестров опасных химических объектов;
  • инвентаризацию химически опасных объектов, включая оценку их состояния по выбранному набору показателей, уточнение зон защитных мероприятий, наличие необходимых объемов средств защиты, определение потребности в замене запасов средств защиты от воздействия опасных химических факторов окружающей среды – составление паспортов химических объектов;
  • ведение документально-справочной системы нормативно-методических документов и правовых актов по проблеме химбезопасности (далее НОМОС).
  • систематизация, накопление и обработка данных  по санитарному состоянию объектов и прилегающей территории.

В результате создана база информационно-справочных данных мониторинга санитарно-гигиенического состояния зоны промышленного предприятия, включая санитарно-защитную зону объекта, а также мониторинг населенных мест.

Основными задачами в составе мониторинга санитарно-гигиенического состояния объектов по хранению и уничтожению химического оружия являются:

  • проведение санитарно-гигиенической оценки состояния химически опасных производств и их потенциальной опасности для производственного персонала и населения, проживающего в зоне их возможного влияния;
  • проведение эколого-гигиенической оценки опасности техногенных и природных факторов среды обитания в зоне их возможного влияния;
  • мониторинг рабочей зоны и производственных помещений;
  • мониторинг зоны промышленного предприятия, включая санитарно-защитную зону объекта;
  • мониторинг населенных мест.

В БД п/с «СанГиМо» содержится информация о результатах мониторинговых исследований условий труда персонала на химически опасных объектах и мест проживания населения в виде:

  • отчетов территориальных  органов и ЦГиЭ ФМБА России  о работе по контролю и надзору за химической безопасностью на контролируемых объектах и территориях их расположения (ежегодных);
  • донесений «Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работающих на химических предприятиях и объектов окружающей среды в районах их расположения» (ежемесячных);
  • донесений о превышении  гигиенических нормативов на химических предприятиях и в районах их расположения (ежемесячных);
  • внеочередных донесений о случаях острых профессиональных заболеваний (отравлений) людей, загрязнений окружающей среды, авариях, инцидентах и других чрезвычайных ситуациях на промышленных объектах (оперативно).

Подсистема «Опасные химические вещества»

Подсистема «ОХВ» - обеспечивает выполнение задач:

  • ввод, редактирование, обработка и хранение информации о химически опасных загрязнителях и методиках их анализа;
  • выполнение полнотекстового и реквизитного поиска информации;
  • формирование запросов к банку данных о химически опасных загрязнителях и методиках их анализа;
  • разграничение доступа для пользователей.

Программный комплекс, обеспечивающий формирование и ведение банка данных о химически опасных загрязнителях и методиках их анализ, имеет централизованную базу хранения информации, а также модуль ввода данных, предусматривающий web-интерфейс работы пользователя с ним.

Подсистема «НОМОС»

Подсистема «НОМОС» - документально - справочная система нормативно-методической и правовой поддержки деятельности ФМБА России и его подведомственных учреждений по обеспечению химической безопасности должна обеспечивает выполнение задач:

  • ввод, редактирование, обработка и хранение инструктивно-методических и нормативных документов по проблеме химической безопасности;
  • выполнение полнотекстового и реквизитного поиска информации;
  • формирование запросов к банку данных инструктивно-методических и нормативных документов по проблеме химической безопасности;
  • разграничение доступа для пользователей.

Программный комплекс, обеспечивающий формирование и ведение банка данных инструктивно-методических и нормативных документов по проблеме химической безопасности, имеет централизованную базу хранения информации, а также модуль ввода данных, предусматривающий web-интерфейс работы пользователя с ним.